15.10.2012г.

Добрый день! Разъясните, пожалуйста, порядок установки в жилых многоквартирных домах ретрансляционного оборудования операторов сотовой связи. Должны ли жильцы квартир, расположенных на последних этажах здания иметь заключение о безопасности работающих антенн? На какие организации возложена обязанность измерения допустимой мощности электромагнитного излучения?

Ответ: Данный вопрос регулируется постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2005 г. N 330-ПП «О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ» (приложение 3): Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 17 мая 2005 г. N 330-ПП Положение об организации и проведении работ при размещении и эксплуатации радиоэлектронных средств на территории города Москвы В настоящем Положении используются следующие основные термины и определения: радиоэлектронные средства (РЭС) - технические средства, предназначенные для передачи и приема радиоволн, включающие одно или несколько передающих устройств, либо комбинацию передающих и приемных устройств; владелец РЭС - юридическое или физическое лицо, у которого РЭС находятся в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении, либо на ином законном основании; Организация - владелец зданий и сооружений, на которых установлены РЭС и которые расположены на территории города Москвы, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе владелец - физическое лицо; орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор в г. Москве - Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (до 1 апреля 2005 г. - Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве); разрешение на использование радиочастот - документ, дающий право на использование радиочастот, выданный уполномоченным органом в сфере связи; свидетельство о регистрации РЭС - документ, дающий владельцу РЭС право на использование РЭС, выданный Управлением Россвязьнадзора по г. Москве и Московской области, с указанием типов РЭС и места (географических координат) их установки; разрешение на эксплуатацию РЭС - документ, дающий владельцу РЭС право на использование РЭС и выданный до 1 ноября 2004 г.; санитарно-эпидемиологическое заключение (санэпидзаключение) на установку передающего радиотехнического объекта (ПРТО) - документ, дающий владельцу РЭС право на начало работ по установке РЭС и их опытное включение, но не дающий право на эксплуатацию РЭС, выданный органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор в г. Москве, с указанием адреса установки и типов РЭС; санэпидзаключение на эксплуатацию ПРТО - документ, дающий владельцу РЭС право на эксплуатацию РЭС, выданный органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор в г. Москве, с указанием адреса установки и типов РЭС; согласующее письмо - документ, выданный соответствующим уполномоченным органом, о том, что установка и эксплуатация данного РЭС не нуждается в получении разрешений или санэпидзаключений, или в регистрации. 1. Общие положения 1.1. Размещение и эксплуатация РЭС на территории г. Москвы допускаются только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. 1.2. Для определения законности размещения РЭС и выявления случаев их незаконного размещения проводятся первичная и периодические инвентаризации РЭС - составление перечня антенн (кроме приемных телевизионных), расположенных на крышах, стенах, балконах (лоджиях) и других элементах каждого здания или сооружения и подключенных к ним РЭС, и выявление их владельцев. 1.3. Инвентаризацию проводят Организации. 1.4. Для координации работ по инвентаризации в префектуре каждого административного округа создается возглавляемая заместителем префекта постоянно действующая рабочая группа, в состав которой входят представители префектуры, районных управ, Организаций и окружного управления внутренних дел. Рабочая группа работает на общественных началах. Обеспечение деятельности рабочей группы осуществляется префектурой административного округа. При необходимости к участию в работе рабочей группы привлекаются представители ФГУП "Региональный радиочастотный центр Центрального федерального округа", Управления Россвязьнадзора по г. Москве и Московской области и органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор в г. Москве. 1.5. Владелец антенн (антенно-мачтовых устройств), зафиксированных в соответствии с настоящим Положением в журнале учета РЭС, обязан снабдить их бирками. На бирке должны быть указаны: инвентарный номер согласно журналу учета РЭС, наименование владельца, телефон (для физических лиц по их желанию может указываться только инвентарный номер). 1.6. Составленная Организацией сводная ведомость (приложение 1) с указанием в ней только незаконно смонтированных РЭС (независимо от того, выявлен владелец или нет) в двухнедельный срок направляется в районную управу, которая обобщает полученные данные и в двухнедельный срок направляет их в префектуру административного округа для дальнейшего обобщения и направления в Управление Россвязьнадзора, ГУВД г. Москвы и орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор в г. Москве. 1.7. Документы по инвентаризации РЭС являются конфиденциальными и хранятся у специально уполномоченных лиц в Организации. 2. Порядок разрешения монтажа и эксплуатации РЭС 2.1. Для получения разрешения Организации на размещение РЭС на здании, сооружении владелец РЭС должен представить в Организацию следующие документы: письмо-заявку о разрешении установки РЭС и о заключении договора; разрешение на использование радиочастот; санэпидзаключение на установку ПРТО. В случае, если установка и эксплуатация РЭС могут осуществляться без разрешения на использование радиочастот и/или санэпидзаключения на установку ПРТО, представляется согласующее письмо. 2.2. После представления указанных документов Организация выдает владельцу РЭС технические условия для разработки проекта на установку РЭС и антенн, входящих в его состав. 2.3. После разработки проекта Организация заключает с владельцем РЭС договор на установку РЭС. В договоре обязательно указывается, что до представления в Организацию свидетельства о регистрации РЭС и санэпидзаключения на эксплуатацию ПРТО эксплуатация РЭС не допускается. Срок действия договора на установку РЭС между Организацией и владельцем РЭС должен соответствовать сроку действия свидетельства о регистрации РЭС и санэпидзаключения на эксплуатацию ПРТО, предъявляемым в Организацию владельцем РЭС. 2.4. В тех случаях, когда владелец РЭС и Организация являются одним и тем же лицом, письмо-заявка и договор не оформляются. Остальные требования настоящего раздела сохраняются. 2.5. Допуск на здание, сооружение для установки РЭС осуществляется в соответствии с действующими инструкциями Организаций. 3. Порядок проведения первичной инвентаризации 3.1. Первичная инвентаризация должна быть проведена в первом полугодии 2005 г. Проведение первичной инвентаризации может быть совмещено с очередным плановым обследованием зданий весной 2005 г. 3.2. Первичная инвентаризация для каждого здания (сооружения) должна включать: 3.2.1. Составление перечня антенн, расположенных на крышах, стенах, балконах (лоджиях) и других элементах здания или сооружения. 3.2.2. Выявление помещений, в которые идут фидеры (кабели, провода) от каждой антенны. 3.2.3. Выявление владельцев антенн и оборудования, установленного в каждом помещении. В случае отсутствия информации о владельцах, силами Организации вывесить в зданиях и сооружениях на видных местах, на дверях помещений, где установлено оборудование, объявления о необходимости явиться владельцу (представителю владельца) в месячный срок в Организацию и о том, что в случае его неявки будет решаться вопрос о демонтаже антенны. Если установлено, что оборудование расположено в жилом помещении, направить письменное уведомление. 3.3. При выявлении владельца проводится проверка наличия: - разрешения (копии разрешения) на эксплуатацию РЭС или свидетельства о регистрации РЭС, в котором указаны типы РЭС и места (географические координаты) их установки, совпадающие соответственно с типами установленного оборудования и с адресом (географическими координатами) данного здания или сооружения, или согласующего письма; - разрешения на использование радиочастот или согласующего письма в случаях, когда РЭС еще не введены в эксплуатацию; - санэпидзаключения на эксплуатацию ПРТО, а в случаях, когда РЭС еще не введены в эксплуатацию - санэпидзаключения на установку ПРТО или согласующего письма. 3.4. Проверку действительности документов (копий документов), подтверждающих разрешение Организации на установку каждой антенны и каждого типа оборудования. 3.5. Занесение результатов первичной инвентаризации в ведомость инвентаризации РЭС по форме таблицы 1 к настоящему Положению. 3.6. Занесение результатов первичной инвентаризации в пронумерованный, прошнурованный и скрепленный печатью Организации журнал учета РЭС по форме таблицы 2 к настоящему Положению. 4. Порядок проведения периодической инвентаризации 4.1. Периодическая инвентаризация должна проводиться ежегодно в период проведения весеннего осмотра здания начиная с 2006 года. 4.2. Периодическая инвентаризация для каждого здания (сооружения) должна включать: 4.2.1. Проверку соответствия реквизитов антенн и оборудования, установленных в каждом помещении реквизитам, указанным в журнале учета РЭС. 4.2.2. Проверку сроков действия разрешительных документов (копий документов) по журналу учета РЭС. 4.3. В случае выявления незарегистрированных в журнале учета РЭС антенн и оборудования (т.е. выявление незаконно смонтированных антенн и оборудования) Организацией должны быть выполнены мероприятия, предусмотренные пп. 3.2.2-3.4. 4.4. Результаты периодической инвентаризации заносятся в ведомость инвентаризации РЭС по форме таблицы 1 к настоящему Положению. 5. Меры, принимаемые к незаконно смонтированным РЭС и их владельцам 5.1. В случае неявки владельца в Организацию в месячный срок со дня объявления или направления соответствующего извещения представители Организации принимают меры по отключению электропитания оборудования и создают условия, исключающие возможность самовольного подключения к сети электропитания. 5.2. На помещение (или на оборудование) прикрепляется записка установленного образца с требованием к владельцу явиться в Организацию для решения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации РЭС. 5.3. При прибытии владельца оборудования в Организацию ему предъявляется письменное требование о представлении в 10-дневный срок необходимых разрешительных документов или о самостоятельном демонтаже в тот же срок незаконно установленных РЭС. В отдельных случаях (разрешительные документы находятся в процессе оформления, о чем имеются соответствующие справки) Организация вправе не требовать демонтажа оборудования, приняв меры по предотвращению эксплуатации РЭС до предъявления владельцем разрешительных документов. 5.4. В случае непредставления в установленный срок разрешительных документов и отказа владельца от демонтажа оборудования: 5.4.1. Организация на основании ст. 13.3, 13.4, 28.3 КоАП РФ направляет в территориальный орган внутренних дел уведомление установленного образца о признаках административного правонарушения, выявленных на ее территории, с целью принятия мер к правонарушителю. 5.4.2. Территориальный орган внутренних дел направляет своего сотрудника в Организацию для оформления административного правонарушения в соответствии с действующим законодательством. 5.4.3. На основании ст. 27.10 КоАП РФ силами территориального органа внутренних дел с участием Организации производится демонтаж незаконно установленных РЭС. 5.4.4. Сотрудником территориального органа внутренних дел оформляется протокол об изъятии оборудования, которое до рассмотрения дела об административном правонарушении хранится в местах, определяемых сотрудником территориального органа внутренних дел в установленном порядке. 5.4.5. Территориальный орган внутренних дел после оформления соответствующих документов направляет материалы по делу об административном правонарушении в Управление Россвязьнадзора по г. Москве и Московской области и орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор в г. Москве, для рассмотрения и принятия решения. 5.5. В случае, когда Организации в месячный срок не удалось установить владельца РЭС: 5.5.1. Организация направляет в территориальный орган внутренних дел уведомление установленного образца об административном правонарушении, совершенным неустановленным лицом, с целью его розыска и принятия соответствующих мер. 5.5.2. Территориальный орган внутренних дел принимает меры в соответствии с пп. 5.4.2-5.4.5 настоящего Положения. 5.5.3. Если владелец не установлен, то территориальный орган внутренних дел принимает решение в соответствии с законодательством и информирует об этом организацию. 5.6. Организация делает отметки в журнале учета РЭС о принятых мерах в отношении каждого комплекта оборудования и его владельца. 6. Ответственность за выполнение требований настоящего Положения 6.1. Ответственность за выполнение требований настоящего Положения, своевременность и качество проведения инвентаризации несут руководители и должностные лица Организаций, на которых возложено проведение инвентаризации. 6.2. За несвоевременное проведение, искажение и фальсификацию данных, препятствование проведению инвентаризации виновные несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 7. Контроль за выполнением требований настоящего Положения 7.1. Контроль за выполнением требований настоящего Положения осуществляют: - Межведомственная комиссия по радиоэлектронным средствам в городе Москве; - Департамент транспорта и связи города Москвы; - префектуры административных округов города Москвы; - Управление Россвязьнадзора по г. Москве и Московской области; - Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве; - Главное управление внутренних дел города Москвы; - Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области. 7.2. Указанные в п. 7.1 органы имеют право проводить самостоятельные или совместные проверки выполнения требований настоящего Положения, включая проведение контрольных обследований зданий и сооружений. 7.3. Должностные лица органов, указанных в п. 7.1, имеют право по предъявлению служебного удостоверения проверять ведение журналов и ведомостей регистрации РЭС и делать из них необходимые выписки.